Пётр Строков. ПРОСЧЁТ ИЛИ ЗАДАННОСТЬ?

автор: Пётр СТРОКОВ
№ 1968/23, 07.06.1968
О романе Ф. Абрамова «Две зимы и три лета» мне уже приходилось говорить в связи с общими проблемами развития современной «деревенской» прозы («Огонёк», № 22, 1968). Однако последние высказывания некоторых критиков об этом произведении заставляют меня снова обратиться к нему, чтобы обосновать свою точку зрения более аргументированно, а это, разумеется, было трудно сделать в статье, имевшей общий, постановочный характер.

Александр Михайлов. ПРОЛОГ К НОВОЙ ЖИЗНИ

автор: Александр МИХАЙЛОВ
№ 1968/23, 07.06.1968
Да, перемены на Пинежъе большие, и на них стоит посмотреть. Деревни отстроились. Новые дома. С электричеством, радио, с мебелью...» Фёдор Абрамов говорит это нетерпеливым читателям, которые имеют обыкновение тормошить автора вопросами о дальнейшей судьбе героев, которые поскорее хотят видеть их сытыми, довольными и счастливыми. Утоляя это простое и понятное человеческое желание, автор и заключает роман «Две зимы и три лета» коротким ободряющим обращением к читателю «Вместо эпилога».

Василий Шукшин. КАК Я ПОНИМАЮ РАССКАЗ

автор: Василий ШУКШИН
№ 1964/47, 20.11.1964
Начну с кино, как ни странно. Всякое зрелище, созданное художником ради эстетического наслаждения, есть гармония красок, линий, света, тени, движения. Главное – движения. Мёртвым искусство не бывает. А движение не бывает кособоким, кривым, ибо это уже не движение, а развал на ходу.

Лев Аннинский. ИЗ ДНЕВНИКА КРИТИКА

Литературные споры и размышления

автор: Лев АННИНСКИЙ
№ 1964/2, 10.01.1964
Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю» – это добрейший Чехов. «Критики – это всегда те, которые пытались быть художниками и не успели» – это Толстой. «Для критика литература – вещь, которую можно критиковать» – это Маяковский. Хорошие аттестации. Я вывесил бы их над столом каждого критика, чтоб критик прочитывал их, берясь за перо. Чтоб не забывал, какой приём уготован ему в читающем мире. Классики люди темпераментные, но не злонамеренные, и их всегда оправдают, выгородив при этом заодно и разнесчастных критиков. Но меня не покидает тайное сомнение: надо ли их спасать?

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ. ИЩУ СОАВТОРА!

Литературные споры и размышления

автор: Леонид ЖУХОВИЦКИЙ
№ 1964/1, 01.01.1964
Уважаемые товарищи читатели! Начинается новый литературный год, который принесёт новые радости и заботы всем, в том числе и критикам. Им даже, вероятно, в первую очередь: ведь для них наступает пора, когда необходимо отвлечься от «текучки» и попытаться обозреть, что же принёс литературе только что закончившийся 1963 год. Очевидно, критикам не обойтись без каких-то итоговых статей, итоговых мыслей, итоговых вопросов. Сегодня, в первом новогоднем номере еженедельника, мы предоставляем слово молодому прозаику Леониду Жуховицкому, автору повести «Я сын твой, Москва». Статья содержит попытку поставить некоторые общие вопросы, так сказать, «выяснить отношения» между литературой и критикой. Автор не только ставит вопросы, но и предлагает определённые решения выдвинутых проблем, ссылается на опыт русской классической критики. Мысли, высказанные в статье Л.Жуховицкого, далеко не всегда бесспорны, и редакция считает, что дискуссия по статье «Ищу соавтора!» может принести пользу как писателям, так и критикам. Разумеется, и читателям. Уже в этом номере писателю возражает критик Гр. Бровман, которого мы ещё ранее попросили ознакомиться со статьёй. Редакция надеется также, что разговор, начатый Л.Жуховицким и Гр. Бровманом, будет поддержан и продолжен.

Константин Симонов. О СОВРЕМЕННОМ РОМАНЕ

автор: Константин СИМОНОВ
№ 1961/41, 05.04.1961
Очевидно, мои мысли многим покажутся спорными, но я вовсе не претендую на их обязательность для кого бы то ни было. Мне лично кажется, что старый «семейный роман», хотя и с некоторыми рецидивами, всё-таки начинает умирать у нас тихой естественной смертью.

А. Дхомовский. ЕСТЬ РОМАНТИКА!

автор: А. Дхомовский
№ 1960/119, 07.10.1960
Но кто с этим спорит? В жизни всегда было, есть и будет место сильным и ярким чувствам, большим мечтам, высокой самоотверженности подвига – всему, что мы зовём романтикой. И так ли нуждается в дополнительных декларациях эта простая истина? Оказывается, нуждается.

Владимир Бушин. ШТАМПЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Заметки о рассказах Юрия Казакова

автор: Владимир БУШИН
№ 1959/99, 19.08.1959
О творчестве Юрия Казакова спорят. Одни связывают его имя с будущим расцветом советской литературы, другие с маху относят его к декадентам и заявляют, что под многими его рассказами «можно поставить дату 1908 – 1912 гг.». Кто-то считает Казакова самобытным, оригинальным автором, а кто-то говорит, что он пишет то «под Тургенева», то «под Чехова», то «под Бунина», то «под Гамсуна». Но все сходятся в одном: Юрий Казаков талантлив.