ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ОГНЕВА
№ 2017/3, 19.01.2017
На 94-м году жизни умер Владимир Фёдорович Огнев. Это был один из лучших литературных критиков России.
На 94-м году жизни умер Владимир Фёдорович Огнев. Это был один из лучших литературных критиков России.
Наступивший год объявлен в РФ Годом экологии. Хотелось бы надеяться на лучшее, но результаты прежних «годовых» мероприятий, нацеленных на «оптимизацию» в конкретных областях культуры («год кино» – 2016, «год литературы» – 2015 и так далее в обратном порядке) не внушают, мягко говоря, оптимизма. Что касается 2017 года, то хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства, которые порождают сомнение, что и в новом «году» дело пойдёт существенно по-иному.
Фильм «Викинг» «прокатился» по стране и вызвал бурную реакцию общественности. Интернет пестрит различными рецензиями. Но немногие говорят об идеологической опасности, которую в себе несёт этот образчик российского кинематографа, сделанный вроде бы с благими намерениями.
Новый фильм большого друга России и русской культуры серба боснийского происхождения Эмира Кустурицы сам по себе оставляет довольно яркое впечатление – визуальное и эмоциональное. Здесь есть, над чем и похохотать, и всплакнуть, есть чему удивиться и ужаснуться. Так что зритель (я по крайней мере) вполне себе приходит в состояние, близкое к пресловутому катарсису. Фирменный кустурицевский трагикомедийный фарс с задорной балканской музыкой (надо сказать, отнюдь не близкая мне эстетика) здесь не надоедает и не переполняет общую картину абсурдом, благодаря довольно внятной на этот раз сюжетной линии и, главное, очень ощутимому в этом фильме нравственному стержню и библейским подтекстам.
Пьеса «Здесь живут люди» стоит особняком в творчестве Атола Фугарда – крупнейшего южноафриканского драматурга, признанного также одним из важнейших авторов всей англоязычной драматургии. Это произведение – едва ли не единственное в его творчестве, в котором отсутствует тема апартеида и протеста против дискриминации коренного населения Южной Африки. Сам драматург считал это произведение наиболее близким к его собственному жизненному опыту и переживаниям.
На тематику фашисткой оккупации, концлагерей, взаимоотношений захватчиков и местного населения снято немало фильмов. Вспоминаются такие, как «Жизнь прекрасна», «Ночной портье», «Список Шиндлера». Все эти фильмы задали довольно высокую планку.
В «Рае» Андрей Кончаловский рассказывает новую историю о старом. И делает это на отличном профессиональном уровне. Чтобы показать, что, по моему мнению, удалось и что не удалось, я раскрою сюжет вплоть до концовки. Но мне кажется, что этот фильм спойлеры не испортят – интриги и неожиданного финала здесь всё равно нет.
Во втором номере «ЛР» за 2017 год Иван Осипов в заметке по случаю 120-летия Катаева относит его к тем «кого позабыли или вспоминают реже, нежели они того заслуживают». Ну, уж нет, – скорее вспоминают чаще, чем того заслуживает. В книжном магазине на полке за дверцами застеклённого шкафа среди роскошных дорогостоящих альбомов выставлен «Алмазный мой венец» увеличенного формата. Прям, как «Новая Библия».
Интернациональный союз писателей издаёт книгу Саши Кругосветова «Цветные рассказы». Книга находится в производстве и появится в продаже в первом квартале этого года. Некоторые рассказы из этой книги уже знакомы читателю и публиковались в «Российском колоколе», в «Литературной газете», в приложении к «Независимой газете» и в «Литературной России». Предлагаем вашему вниманию отзыв на эту книгу Константина Кедрова.
Владимир Викторович Орлов (31 августа 1936, Москва – 5 августа 2014, Москва) – русский писатель-прозаик и сценарист. В 1954–1959 учился на факультете журналистики МГУ. Член Союза Писателей СССР с 1965 года. Профессор кафедры литературного мастерства Литературного института им. Горького. Награждён орденом «Знак Почёта». Лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства, Премии им. Валентина Катаева. Дебютный роман «Солёный арбуз» был напечатан в журнале «Юность» в 1963 году и экранизирован в 1965-м («Таёжный десант»).
Ушёл из жизни замечательный новгородский русский человек, талантливый поэт, художник, музыкант Сергей Владимирович Иванов.
Проблема усвоения новым поколением русского классического наследия не стояла бы сегодня так остро, если бы не «новые времена», в которые нас пытаются отлучить не только от всего русского в себе, но и от самих себя. Об этом рассуждает сегодняшний гость «Литературной России» – поэт Юрий Михайлович Кублановский.
В марте 1922 года с уникальной башни гениального русского инженера Владимира Шухова был передан первый радиосигнал. В марте 1939 года она стала первой отечественной телевышкой, транслирующей регулярные телепередачи. А (в марте, апреле 2014 года) её захотели уничтожить за ненадобностью. Её – ценнейшую реликвию нашей истории. Чиновники Москвы.
История началась 10 января 2017 года. Внезапно выяснилось, что тайно, как всё позорное, идёт подготовка к объединению Российской государственной библиотеки в Москве (РГБ) и Российской национальной библиотеки (РНБ) в Петербурге. Об этом стало известно из материала, размещённого в 14 час. 22 мин. информационным агентством REGNUM.
Впрочем, слух об объединении двух библиотек начал циркулировать ещё в январе 2016 года, когда директора РГБ А.Вислого вдруг сняли с должности и заслали в Петербург на должность директора РНБ, а прежнего директора РНБ А.Лихоманова с должности уволили, объявив ему выговор. Все ждали, чем выстрелит это ружьё, что вытворит наш засланец, и вот стало известно, что в конце 2016 года министр культуры на букву «м» обратился к председателю правительства РФ (тоже на букву «м») с письмом, в котором попросил поддержать совместное предложение директоров РГБ и РНБ об объединении двух библиотек, находящихся в разных городах (!). Некоторые детали абсурдного проекта были описаны в размещённом REGNUM’ом комментарии доктора педагогическх наук А.М. Мазурицкого, профессора кафедры Библиотечно-информационной деятельности.
За годы правления Собянина миллиарды ушли в воздух светодиодным путём – а старожилы-дома стоят, рушатся…