Материалы по номерам

Результаты поиска:

Запрос: год - 2006, номер - 22

ЗАУРУ ТУТОВУ РУКОПЛЕЩЕТ ВСЯ ЕВРОПА

№ 2006/22, 23.02.2015
Заур Тутов – замечательный исполнитель оперного классического репертуара. Его хорошо знают не только в России, но и во всей Европе. Недавно он стал министром культуры Кабардино-Балкарии. – Заур Нажидович, помимо государственной службы вы продолжаете заниматься творческой деятельностью. Чем порадуете слушателей и зрителей в ближайшее время? – Сейчас готовлюсь к сольным концертам, которые пройдут на Северном […]

АЛИМ – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО

№ 2006/22, 23.02.2015
Алим Кешоков жизнь свою прожил достойно. От начала и до конца, когда, как известно, он был всесоюзным руководителем Литфонда. На этом месте достойно редко кто смог прожить (мы-то теперь знаем!). Родился он в селе каменотёсов Шалушка, получил имя, которое в переводе значит «учёный». Кешоков – один из первых крупных интеллигентов своего народа, фронтовик, махавший саблей […]

ДИМА БИЛАН СКУЧАЕТ ПО МАЛОЙ РОДИНЕ

№ 2006/22, 23.02.2015
Совсем недавно Дима Билан приумножил свою славу, заняв второе место на песенном конкурсе «Евровидение-2006». Он повторил рекорд певицы Алсу. Только очень интересно, дадут ли ему звание заслуженного артиста? Вот Алсу дали, она «заслуженная артистка Республики Татарстан». Дима родился 24 декабря 1981 года, и был тогда не Димой, а Виктором. Долгое время он жил в городе […]

РОДИНА ПОМНИТ

№ 2006/22, 23.02.2015
Городская Дума Краснодара приняла решение присвоить городской библиотеке № 2 имя выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова. В Краснодаре поэт жил в 1950 – 1960-е годы, здесь вышел его первый сборник «Гроза».

С ЮБИЛЕЕМ

№ 2006/22, 23.02.2015
В эти дни фонд «Стабильность» отмечает первый юбилей – 10 лет. Свою деятельность «Стабильность» начала с помощи детям безработных и погибших шахтёров Кузбасса. Потом были детские дома, больницы и госпитали, творческие коллективы, учебные заведения. На сегодняшний день фонд работает более чем в пятидесяти регионах России. Фонд «Стабильность» сотрудничает и с нашей газетой. Во многом благодаря […]

ОГОНЬ В ХОЛОДНОМ ДОМЕ

№ 2006/22, 23.02.2015
Пожар едва не уничтожил Дом-музей Чарльза Диккенса, расположенный на морском берегу графства Кент в Англии. Огонь уничтожил спальню и кухню, но рабочий кабинет и архив великого писателя удалось отстоять. В этом доме, который британцы называют «Холодным», Диккенс прожил большую часть жизни и написал многие романы, среди которых и «Дэвид Копперфильд».Антон КИРИЛЛОВ

РУСИСТЫ В БУХАРЕСТЕ

№ 2006/22, 23.02.2015
Румынский филолог-русист, профессор Михай Энок обнаружил в румынских источниках минимум 30 малоизвестных публицистических произведений Михаила Арцыбашева

Третьяковка

№ 2006/22, 23.02.2015
Третьяковская галерея, один из крупнейших в мире музеев изобразительного искусства, отмечает юбилей. Ровно 150 лет назад, в 1856 году, молодой купец и меценат Павел Третьяков внёс задаток живописцу Худякову за картину «Стычка с финляндскими контрабандистами». Александр ДОРОФЕЕВ

КНИГИ – СОБЫТИЯ

№ 2006/22, 23.02.2015
Выбор главного редактора журнала «Литературная Кабардино-Балкария» Хасана ТХАЗЕПЛОВА Мухаммед ХАФИЦЭ. Разбросаны адыги по белому свету (о черкесском зарубежье) (издательство «Эльбрус»). Юрий ТЕМИРКАНОВ. О жизни и творчестве (издательство «Эльбрус»). Анатолий ПАРПАРА. Собрание сочинений в 4-х томах (Москва. Издано усилиями самого поэта). Борис ЗУМАКУЛОВ. Говорил тихо, слышали все (издательство «Эльбрус»). Живописная Кабардино-Балкария (издательство «Полиграфсервис и Т», Нальчик). […]

ПРОВОДА КАК ЧИСТОЕ ИСКУССТВО

№ 2006/22, 23.02.2015
В России впервые открылась выставка известного американского художника Питера Хелли, которого считают основателем движения «Неогеометрический концептуализм». Источником вдохновения Хелли служат автомобильные дороги, здания, мосты, трубопроводы. Хелли создаёт пейзажи, где системы коммуникаций превращаются в причудливые узоры, телефонные провода напоминают букеты цветов. Но чем беззащитнее выглядят на картинах американца люди, тем сильнее чувствуется, что такое есть живая […]
№ 2006/22, 23.02.2015
Книга – удача И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ Захару Прилепину везёт в литературе, но везёт своеобразно – его первый роман «Патологии» был напечатан не в самом, мягко говоря, популярном литературном журнале страны, в петрозаводском «Севере», но тут же был замечен, прочитан, отмечен статьями критиков, премиями, выходом отдельной книги и публикацией в «Роман-газете». Второй роман – «Санькя» […]

ВСАДНИК ЧЕСТИ

№ 2006/22, 23.02.2015
В эти дни Кабардино-Балкария вместе с представителями литературной общественности страны чествует память одного из великих своих сыновей, народного поэта, организатора культуры, храброго воина, видного общественного и государственного деятеля, лауреата государственных премий, Героя Социалистического Труда Алима Пшемаховича Кешокова. Торжества начались с закладки камня на том месте в Нальчике, где будет воздвигнут памятник нашему знатному земляку. Вскоре, […]

В ИНТЕРЕСАХ РОССИИ

№ 2006/22, 23.02.2015
Председатель Президиума Кабардино-Балкарского научного центра РАН Пётр Иванов может часами увлечённо рассказывать о работе своих подопечных. Например, о создании специальной рентгеновской линзы, позволяющей получить луч минимальной толщины (применение такой линзы в области онкологии может произвести настоящую революцию). Или о том, как идёт разработка биочипов, которые можно вживлять в живой организм.С неменьшим энтузиазмом Пётр Мацович любит […]

ХОЧУ МОЛЯЩИМСЯ БЕЗБОЖНИКАМ БРОСИТЬ ПЕРЧАТКУ

№ 2006/22, 23.02.2015
Наша редакция много лет дружит с замечательной балкарской поэтессой Танзилёй Зумакуловой. Мы гордимся тем, что свои первые стихи она напечатала именно на наших страницах (тогда наша газета имела другое название: «Литература и жизнь»). Хотим, чтобы поэтесса и впредь радовала нас своим талантом. А сегодня она отвечает на вопросы редакции. – Уважаемая Танзиля! Вы написали много […]

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ЖИЗНИ

№ 2006/22, 23.02.2015
С какого момента началось движение в никуда? А с того, как стали считать Гайдара – экономистом, Явлинского – политиком, Киркорова – певцом, Доренко – тележурналистом, Слаповского – писателем. Каждый может продолжить этот список до бесконечности. Большая беда русского народа состоит в том, что у основной массы его представителей чрезвычайно развиты только две составляющие человеческой сущности […]

Тамара ЧАНИЕВА, Георгий ЯРОПОЛЬСКИЙ. ВАРИАНТ №9. ПОЭМА – ДУЭТ

№ 2006/22, 23.02.2015

 

 

Часть первая.

Тамара и Демон 1

 1 
     Который год в себе пытаюсь 
     я разобраться хоть немного: 
     как белка в колесе мотаюсь – 
     такая выпала дорога. 
      
     Шестое чувство – это кара, 
     когда для мира пять – избыток. 
     Я не царица, но Тамара, 
     мне узколобость – хуже пыток. 
      
     К чему мне, скажете ль на милость, 
     поклонников убогих малость? 
     Взяла да в Демона влюбилась... 
     Но в том себе не сознавалась. 
      
     
     Чего лишь в милые головки 
     не забредёт! такие мысли... 
     Увы, слова мои неловки – 
     перебродили все да скисли. 
      
     Но всё же ты, дитя, послушай: 
     ты и цены себе не знаешь – 
     счастливейший на свете случай, 
     богатств нетронутая залежь! 
      
     Всё, что он сделал, этот Демон, 
     у ног твоих предстало б горсткой – 
     да и прославлен только тем он, 
     что поклонялся деве горской! 
      
     3 
     
Чей это голос? Как всё странно! 
     Откуда он? Кругом всё пусто, 
     но, вкрадчив, как волна тумана, 
     он душу мне оплёл искусно. 
      
     И вдруг я словно укололась: 
     ведь я таким и представляла 
     его проникновенный голос – 
     внушенья ласковое жало. 
      
     Он мне твердит, что дело к маю, 
     а сад мой так и не возделан... 
     Я ничего не понимаю! 
     Кто говорит со мною? Демон? 
      
     
     Тамара ты, но я не Демон: 
     я Богом проклинаем не был, 
     не славил адскую я темень, 
     не ссорился с могучим небом. 
      
     Откуда что, и сам не знаю: 
     я лишь подслушиваю звуки, 
     но приведут ли они к раю? 
     сулят ли в преисподней муки? 
      
     Я, плюнув на дихотомию, 
     всегда держался посредине: 
     внимал и Господу, и змию, 
     свет солнца различая в льдине. 
      
     5 
     
Но как всю жизнь скитаться между – 
     то буйствовать, то быть прилежным, 
     то верить, то терять надежду... 
     Как можно быть святым – и грешным?! 
      
     Ты хочешь плыть в дырявой лодке, 
     тонуть и разражаться смехом, 
     блудить, перебирая чётки, 
     небес и дна достичь с успехом? 
      
     Но – преждевременно об этом... 
     Скажи, как ты сюда пробрался? 
      Блуждающий меж тьмой и светом, 
     как невидимкой ты остался? 
      
     Хор со стороны 
      
     Ох, слава Богу, смолкли вопли, 
     теперь – со статуею шашни... 
     Но нам плевать с высокой башни 
     на все лирические сопли! 
      
     Да ладно, только б не орали, 
     игрались тихо бы, без звона, 
     а остальное всё законно 
     и с точки зрения морали... 
      
     
     Утихомирились, не так ли? 
     Миролюбивой вышла сцена... 
     Быть может, нас в ином спектакле 
     сыграть попросит Мельпомена? 
      
     7 
     
Давай покинем время оно, 
     хоть и близки к нему душою. 
     Попробуем «Пигмалиона» 
     иного – по Бернарду Шоу. 
      
     Порой свершаю я оплошку, 
     цепляю брошку на фигуру... 
     Давай учиться понемножку – 
     хочу освоить всю культуру. 
      
     Культуру слога, рифмы, стиля, 
     уменья к месту выбрать слово. 
     «Нет достиженья без усилья», – 
     и я внимать тебе готова. 
      
     
     Ты что же, Дулитл? Поверь мне: 
     тебя порадовать мне нечем – 
     сегодня ведь на каждой ферме 
     к культуре доступ обеспечен. 
      
     А я не Хиггинс, не профессор – 
     куда мне выучить Элизу! 
     Мой тоже слог едва прорезан: 
     коль увлеку, то только книзу. 
      
     9 
     
Не скромничай, а помоги мне, 
     не огорчай меня отказом: 
     хочу аккордом стать я в гимне, 
     давно слагаемом Кавказом. 
      
     А как возможно без сноровки 
     не дать пути фальшивым нотам? 
     Как без серьёзной тренировки 
     к высоким приступать полётам? 
      
     10 
     Да мы ж с тобой не год едва ли 
     шагаем вместе в эту гору; 
     ролей достаточно сыграли – 
     и Голливуду будет впору. 
      
     Давай, конечно же, общаться, 
     но без игры, не понарошку. 
     Я не лишу тебя участья – 
     и ты путём нацепишь брошку. 
      
     11 
     
Ты думаешь, с шероховатой 
     вот так я распрощаюсь речью? 
     Но как же быть с Шехерезадой? 
     А где же я Джульетту встречу? 
      
     Боюсь, твоя мне будет парта 
     без игр скучна и безотрадна. 
     Изольда, Гретхен, Клеопатра... 
     Давай играть порою, ладно? 
      
     12 
     Какой же ты ещё ребёнок! 
     Страсть к играм – ах, неукротима! 
     С тобой и я, седой подонок, 
     готов сыграть... хоть Буратино! 
      
     Но, чтобы не было угара, 
     обдумать надо всё и взвесить... 
     Ну а пока – отбой, Тамара! 
     До варианта номер десять. 
      
     Часть вторая. 
     Кармен и Хозе 
     1 
     О Кармен, расскажи всю правду – 
     хоть костром пусть та правда станет: 
     почему за твою ограду 
     очень многих проникнуть тянет? 
      
     Не могу укротить я ревность, 
     но и ревность сладка, покуда 
     о тебя своей мыслью греюсь 
     и молюсь на тебя, паскуда! 
      
     2
 
     Расскажу! Знай, что ты не первый: 
     не один о мой нрав кололся 
     и сбегал, обзывая стервой, 
     проклиная сам день знакомства. 
      
     Да, сбегал от недоуменья – 
     приспевала пора разрыва... 
     Как смешно мне словцо: измена! 
     Я верна себе неизбывно. 
      
     
     Никакого здесь оправданья! 
     Кровопийца ты, род вампира, 
     и плевать тебе на рыданья: 
     тебе боль моя – слаще пира. 
      
     Ты – пиранья в обличье женском, 
     все обманны твои одежды: 
     чуть поманишь кого блаженством, 
     как сейчас же лишишь надежды! 
      
     4 
     Ладно-ладно! Когда любила 
     я тебя, ты меня помучил: 
     да, скучала, прийти молила, 
     но с тех пор ты мне сам наскучил! 
      
     Ты же верить не хочешь в это, 
     извлекая любовь из сажи... 
     Но такого, как ждёшь, ответа 
     я не дам, пусть погибну даже! 
      
     5 
     
Ты – любила? Довольно сказок! 
     Ты ни разу любви не знала: 
     сумасбродным сияньем глазок 
     чаровала – тебе всё мало! 
      
     Ты подобна магнитной буре – 
     той, что сводит с ума все стрелки. 
     Побывала б в моей ты шкуре – 
     позабыла б свои проделки. 
      
     
     Ты мой путь обсуждать оставь-ка: 
     каждый делает так, как может. 
     Не потребна твоя мне правка, 
     ведь мой век мной и будет прожит. 
      
     Даже коль допущу оплошку, 
     навлеку на себя проклятье, 
     то вину свою, словно брошку, 
     нацеплю я себе на платье! 
      
     7 
     
Нацепляй, только будь со мною – 
     не нужна мне стезя иная. 
     Любовался б твоей виною – 
     почему? Объясни, родная! 
      
     Я б другие твои обновы 
     все стерпел, пусть и были б адом... 
     Почему все на всё готовы, 
     лишь бы вновь обласкала взглядом? 
      
     
     Может быть, потому что стана 
     и гагатовых глаз подобных 
     вновь не встретите... Я желанна, 
     но понять меня – нет способных! 
      
     До чего ж вы, мужчины, мелки! 
     Почему ты меня неволишь?! 
     В колесо своё, вроде белки? 
     Эскамильо – такой же, сволочь!.. 
      
     Хор со стороны 
     
Подчиняйтесь постановленьям: 
     что за ор в полвторого ночи! 
     Не подумать ли нам о скотче – 
     том, которым вам рты заклеим! 
      
     Превратили вы жизнь в отраву, 
     мы теперь и заснём едва ли... 
     Как вы двое уже достали! 
     Ничего, мы найдём управу! 
      
     Хор со стороны 
     Мертворождёнными словами, 
     что кое-как зарифмовали, 
     вы объясняете едва ли, 
     что происходит между вами. 
      
     А впрочем, дело нам какое? 
     Мы вас читать вовек не будем. 
     Почто пристали к честным людям? 
     Оставьте лучше нас в покое! 
      
     
     
Ты слышал? В линии помехи... 
     Никак подслушивает кто-то: 
     наш диалог чужой потехе 
     предоставлять мне неохота! 
      
     Всё, отключаем аппараты – 
     я роль играть уже не смею: 
     вдруг да решат дегенераты, 
     что я и впрямь тобой болею! 
      
     Шпион нас выследит заклятый – 
     как скрыться нам с таким накалом? 
     Ох, как бы вариант девятый 
     не стал нам и девятым валом... 
      
     10 
     Я тоже больше не играю! 
     А коль играю – ставлю душу. 
     Ты видишь, как я близок к краю? 
     Вот-вот все правила нарушу. 
      
     Наружу некто дикий рвётся, 
     и это самому мне внове, 
     однако помни, что притворства 
     нет ни в едином моём слове. 
      
     Не вздумай корчить здесь слепую – 
     взаправду я, сдирая шкуру, 
     с тобой пущусь хоть на любую 
     аварию и авантюру! 
      
     11 
     
Что ж, если так... Тогда послушай: 
     мне всё Кармен сыграть хотелось. 
     Представится ль подобный случай? 
     Давай-давай, включай всю смелость! 
      
     Хозе со мной сыграй, попробуй. 
     Трудны, согласна, роли эти, 
     но я стремлюсь предстать особой, 
     какую не заманишь в сети! 
      
     Ты что примолк? Куда-то сгинул? 
     Пришли ещё хотя бы слово – 
     твои слова мне дарят стимул 
     для воплощения иного! 
      
     12 
     Ты просишь? Значит, я согласен! 
     И страшно, но рискну, пожалуй, – 
     пускай исход отнюдь не ясен, 
     опасен спор с оторвой шалой. 
      
     Но не склонюсь к безмолвной брани, 
     не уподоблюсь скрытным гнидам – 
     ведь не подписывался я ни 
     твоею смертью, ни шахидом. 
      
     Мы будем действовать открыто, 
     без экивоков и опаски. 
     Скажи, готова, Карменсита? 
     Итак, играем по-испански! 
      
     Часть третья. Пигмалион и Галатея 
     1 
     
Я в мраморной сокрыта глыбе: 
     ни форм, ни имени не зная, 
     на вечной вздёрнутая дыбе, 
      в небытии заточена я. 
      
     За что так мучает Создатель – 
     ведь он зовётся милосердным? 
     Когда же явится ваятель – 
     извлечь меня трудом усердным? 
      
     
     Мне слышен зов. О чём, откуда? 
     От напряженья стонет воздух... 
     Мой сон, неслыханное чудо, 
     прообраз, значившийся в звёздах! 
      
     Я вижу деву, что томится 
     средь камня, – как постыл ей холод! 
     Небытие ей – что темница! 
     Сюда, резец! На помощь, молот! 
      
     3 
     
Освобождаясь понемножку 
     от нескончаемой печали, 
     я вижу мраморную крошку... 
     Вот я – на воле! Только – я ли? 
      
     Святой резец меня коснулся, 
     и чуждый груз уже не давит, 
     но, как и прежде, нет ни пульса, 
     ни чувств — и немота снедает. 
      
     
     Я – воплотил – её! Свершилось! 
     Из тьмы, неведомо откуда, 
     как Богом явленная милость, 
     на свет явилось это чудо... 
      
     Ни сна, ни роздыху не зная, 
     годами вкалывал, потея, 
     чтоб ты, душе моей родная, 
     в наш мир пришла, о Галатея! 
      
     5
 
     Итак, я имя обретаю! 
     Под вдохновенными руками 
     живою плотью обрастаю, 
     хоть и века томилась в камне. 
      
     Твоё ли мною восхищенье 
     или моя тебе отдача 
     живое вызвали движенье? 
     О чудо! я – жива и зряча! 
      
     
     Да уж не как во время оно! 
     В твоей руке – Samsung, не так ли? 
     Мы – абоненты Megefon’а, 
     ведь ты живёшь отнюдь не в сакле. 
      
     Так кто ж из нас, скажи, блуждает? 
     Сама ты заплутала где-то: 
     душа смеётся и рыдает, 
     во тьму вперяясь в жажде света! 
      
     А вспомни-ка стихотворенье 
     «Молитва грешницы»: не ты ли 
     вымаливала в нём прощенье 
     за то, чего уста просили?! 
      
     7
 
     Пожалуй, так... Закроем тему: 
     дебаты не найдут дороги 
     ни к преисподней, ни к Эдему. 
     Не стану с Демоном – о Боге. 
      
     Порою, да, я, взор вперяя 
     во тьму, картиной странной грежу, 
     но не приемлю я злонравья – 
     и не ищи во мне невежу! 
      
     Всегда порядочность бронёю 
     служила мне – так вечно будет; 
     а коль люблю быть не одною 
     и той же, кто меня осудит? 
      
     
     Помилуй, что за осужденье! 
     Ты чистоты полна такою, 
     что смытой быть суда идее 
     как бы разлившейся рекою! 
      
     А роли – это только роли, 
     ведь ты писала: ты – актриса 
     и героинь все чуешь боли, 
     хотя сама – что та Кларисса. 
      
     Но что-то Демон мне не в жилу. 
     Давай попробуем другое: 
     справляюсь с ролью через силу, 
     себе и зрителям на горе! 
      
     9
 
     Говори, я прошу, потише – 
     вдруг да в суд подадут, собаки. 
     Мне б забиться в нору, как мыши, – 
     мы ж едва не дошли до драки. 
      
     Дезертир я – тебя лишь ради! 
     Что нашла ты в тореадоре? 
     Я с душою своей в разладе, 
     с целым миром, поверь, в раздоре 
      
     10 
     
Ну а мне наплевать! «Достали!» 
     Коль достану, уже не вякнут – 
     мне ль бояться плешивой швали?! 
     «Здесь Кармен воспарила! Ахтунг!» 
      
     Я свободна, как ветер – ясно? 
     Не ведёт принужденье к раю! 
     Будет смерть, как и жизнь, прекрасна, 
     потому что преград не знаю! 
      
     11 
     Полно, хватит! Вновь стань Тамарой 
     или кем там тебе угодно – 
     лишь не этой Господней карой: 
     чересчур уж она свободна. 
      
     Кстати, вспомни: Хозе словарный 
     исчерпал свой запас – и к стали 
     обратился, как враг коварный! 
     На такое пушусь едва ли... 
      
     12
 
     Да не делай ты ротик гузкой! 
     Я ничьею не стану цацкой, 
     потому что в крови ингушской 
     есть немало и от испанской. 
      
     Коль смущён ты подобным тоном, 
     о Кармен я пока забуду... 
     Ладно, будешь Пигмалионом, 
     ну а я Галатеей буду. 
     


      
     Не знаю, случались ли прецеденты. Идея возникла после того, как мы с Георгием Яропольским решили поэкспериментировать в стихотворческой форме путём обмена sms-ками – экспромтами в четыре, восемь или двенадцать строк. В итоге и получилась эта поэма-диалог. Насчёт названия: как известно, М.Ю. Лермонтов создал восемь редакций поэмы «Демон». Нам захотелось написать девятый вариант: это отнюдь не пародия, но дань уважения нашему обоюдно любимому поэту. Присутствуют здесь также и темы «Кармен», «Пигмалиона» – как древнегреческого, так и в воплощении Бернарда Шоу, – «Барышни и хулигана», «Красавицы и чудовища».

Тамара Чаниева

      
Тамара Чалиева родилась в 1979 году в Нальчике. По национальности ингушка. Учится в Северо-Кавказском институте искусств. Автор трёх сборников стихов: «Черновик моей души», «Опалённое сердце» и «Интонации молчаний». 

Георгий Борисович Яропольский – поэт, переводчик. Автор многих книг. 
     

Тамара ЧАНИЕВА,

Георгий ЯРОПОЛЬСКИЙ,

 

г. НАЛЬЧИК

СТОЛИЦА ТРЕБУЕТ ТЕРПЕНИЯ

№ 2006/22, 23.02.2015
Катя Лель – одна из ведущих певиц отечественной эстрады. Любовь к музыке ей прививали с детства: один из Катиных дедушек прекрасно пел, он-то и обучал девочку на первом этапе. Потом Лель окончила музыкальную школу, музучилище… А в 1994 году, едва Катя уехала из Нальчика покорять Москву, её тут же заметил Лев Лещенко. До 2003 года […]

ГОНЕНИЯ БЫЛИ, НО ДИССИДЕНТОМ Я НЕ СТАЛ

№ 2006/22, 23.02.2015
Алима Теппеева я знаю очень давно. Мне нравится его проза. Я думаю, если б советская власть продержалась ещё лет пять-шесть, имя этого писателя прогремело бы на весь Союз. Сегодня Теппеева читают в основном на Кавказе. Я считаю, что это несправедливо. Книги Алима заслуживают большего внимания. К слову, у Алима очень необычная судьба. Он рассказывает: – […]

Я НА ПРОРАБОТКИ ЧИНУШ НЕ РЕАГИРОВАЛ

№ 2006/22, 23.02.2015
Начало творческой биографии Зубера Тхагазитова по времени совпало с бумом в эстрадной поэзии. Помните, какие многотысячные залы собирали тогда Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Андрей Вознесенский. Интересно, а как в начале 1960-х годов развивалась литературная ситуация в Нальчике? – Конечно, у нас это проходило не так бурно, как в Москве, – говорит Зубер Мухамедович. […]

ЧИСТА БЫЛА ЕГО ДУША, КАК СНЕГ НА ВЕРШИНАХ

№ 2006/22, 23.02.2015
Маленькие заметки о большом поэте Рубцове Долго открывал для себя я Рубцова. С 1968 года по 2006-й. Читал всё, что попадалось в периодике, издавалось отдельными, к сожалению редко, сборниками. Хотел перевести на свой родной язык подборку его стихов, чтобы обрадовать своих читателей, которые понимают толк в поэзии. Но не удавалось. Не мог постичь глубину его […]

В НАЧАЛЕ БЫЛО ВЕЛИКОЕ НИЧТО

№ 2006/22, 23.02.2015
Два прекрасно выполненных альбома художника TS. Первый – «Метаморфозы TS» – дополнен мистической автобиографией художника, второй – «Ре-цептуальный сериал в контексте постмодернизма» – многостраничным комментарием московского поэта и искусствоведа Славы Лёна. Слепящий глянец страниц… TS – означает Транссущество и – одновременно – художника Руслана Црима. Конечно, свою жизнь Руслан начинал обычным человеческим существом: родился в […]

ЧИТАЮЩИЕ ДА ВОЗРАДУЮТСЯ

№ 2006/22, 23.02.2015
«Всегда поступай так, как велит сердце. Оно не обманет. Только всегда помни, что история народа – это наши старшие. В историю не стреляют, её не оскорбляют, не пересказывают каждый раз заново. Её любят, чтут, берегут» (В.В. Вороков. «Прощающие да простят»). Роман Владимира Ворокова «Прощающие да простят» поразил меня по-настоящему. Давненько не попадалась мне книга столь […]

ПОЗНАНИЕ РАЗУМА

№ 2006/22, 23.02.2015
В каком жанре работает Сафарби Бейтуганов? Проще всего сказать, что он придумал афоризмы, парадоксы и максимы. Есть ещё у него группа изречений, близких по форме к эссе. Но я бы его работы скорее отнёс бы к жанру философем. Бейтуганов – не острослов, он не ставит себе целью блеснуть красноречием или же шокировать жёстким парадоксом в […]

ДУХ СОМНЕНИЙ

№ 2006/22, 23.02.2015
Любовь – это возмущение чувств, их вспышка, раскрытие потенции. Непознаваемость Бога не только не доказуема, но и как вопрос реально не может быть поставлена. Пьянство и курение – формы приятного чувству самоубийства. Тягостно быть умным – не потому, что вокруг одни глупцы, а потому, что годы прошли. Толпа – это лавина, сметающая с лица земли […]

ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ

№ 2006/22, 23.02.2015
Клянусь говорить правду, одну только правду, ничего, кроме правды… Нет срока дням земли и дням огня, а вода была вечно, но в семи мирах, доступных человеку, бесконечна лишь его любовь, и будет забыто всё, и останется одна любовь, любовь человека – дарительница разума и счастья. Нет срока дням земли и дням огня, а вода была […]

ТАЙНА АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА

№ 2006/22, 23.02.2015
Вот уже несколько лет Александру Сокурову, на весь мир прославившемуся фильмами «Молох» и «Телец», не даёт покоя мысль снять ленту о Кавказе. Он считает, что до сих пор во всех картинах о Кавказе авторы делали акцент на удаль и героизм в сражениях, но никто не говорил о том, как на Кавказе люди любят и ценят […]

И КРЕСТ И БОГАТСТВО

№ 2006/22, 23.02.2015
Многонациональность – это и крест, и богатство нашей страны. Крест потому, что общее прошлое неизбежно вбирает в себя растворённые в историческом потоке распри, обиды, справедливые или несправедливые претензии. А богатство потому, что та же многонациональность несёт сложение опыта, знаний, мудрости и таланта разноплеменных народов. Российская цивилизация, вообще, едва ли не самая уникальная на свете. В […]

ЗАМЫСЕЛ РОЗЫ

№ 2006/22, 23.02.2015
Моё слово требует предыстории, ибо новая повесть кабардинского писателя Джамбулата Кошубаева «Был день счастья» почти нереальна в контексте нашей прозы и настолько же реальна в плане художественности, завершённой до «вещи». Читатель, и тем более критик, вознамерившийся написать о ней, попадает в некую «ловушку», лишь постепенно восходя по ступеням восприятия. Повод для её написания – стихотворение […]

В КОРЕНЬЯХ ЗЕМЛИ – МОЛОКО СОЛНЦА

№ 2006/22, 23.02.2015
Как я входил в мир большой литературы? Далёкий 1972 год. Пройдя тщательный отбор и в Нальчике, и в Москве, я стал участником совещания молодых литераторов. В конце работы этого форума ко мне подошёл человек с выразительным взглядом за блестящими стёклами очков и представился – Лев Озеров. Честно говоря, я не ожидал этого. Дело в том, […]

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ

№ 2006/22, 23.02.2015
На днях я присутствовал на предварительном просмотре фильма Рона Хауэрда «Код да Винчи». Дело было в Иркутске. Из кинотеатра я вышел потрясённый, но не фильмом как таковым, а теми децибелами, которые обрушили устроители показа на нежные уши немногочисленных зрителей. Вероятно, устроители хотели продемонстрировать достоинства новой акустической системы, установленной в кинозале несколько лет назад. Достоинства и […]