Классическое мыло, или Кое-что о сериалах нашего ТВ

№ 2006/40, 23.02.2015

    Ещё с детства – в школе, в вузе, в разных СМИ – нам твердят: образцом настоящей литературы является литература классическая, остальное – ширпотреб «на один день». И появившиеся мыльные сериалы интеллигенция, не сговариваясь, отнесла к ширпотребу, или в лучшем случае – к жанру «низкого искусства», с которого и спрос небольшой и который смотреть хоть и можно, но с небольшой толикой осторожности или даже брезгливости.

    Но вот жанр низкого киноискусства – сериал – решили скрестить с жанром искусства высокого – классической литературой.

Современный финно-угорский писатель: persona non grata или пророк?

№ 2006/40, 23.02.2015

    Вопрос, поставленный в названии статьи, не случаен. Все граждане России, подобно древнему гностику Феодоту, в течение последних пятнадцати лет задаются вопросом: «Кто мы»? Кем стали? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что такое возрождение? Сама страна как государственное устройство, как гражданское общество находится в процессе своего нового само – сознания, нового само – определения. Безусловно, стоят эти вопросы и перед писателями.

ЛАКШИН И СОЛЖЕНИЦЫН. СТАРЬЕ СПОРЫ И НОВЫЕ ПОДЛОГИ

№ 2006/40, 23.02.2015

    В № 31–32 за 4.08.2006 «Литературная Россия» поместила статью Юрия Павлова «Великая толеранция и диссидентство. Заметки на полях статей и дневника Владимира Лакшина». Звучит претенциозно, и когда читаешь статью, долго нельзя понять – что это означает? Разъясняется лишь в конце. Оказывается – всего лишь строчки известного сатирика и юмориста Леонида Лиходеева, где-то, когда-то, что-то написавшего... про Луначарского.

ЧЕЛОВЕК: ВЗГЛЯД ИЗ ТЬМЫ ВЕКОВ

№ 2006/40, 23.02.2015

История Земли хранит много неразгаданных тайн, но ни одна из них не вызывала столь жгучих и непримиримых споров, как тайна происхождения Homo sapiens.

«НОВАЯ ДРАМА» НА РАСПУТЬЕ

№ 2006/40, 23.02.2015

«Новая драма-2006», пожалуй, останется в истории этого движения как один из самых неудачных фестивалей. Время вызывающих манифестов прошло, интерес публики уже не нужно отвоёвывать, современные тексты, хоть и не всегда качественно, но ставят в репертуарных театрах, «новая драма» прорвалась в большое кино… Казалось бы, пора сворачивать и совсем уходить в мейнстрим, как и предрекалось ещё в прошлом году. Но тут почти насмешкой и даже вызовом прозвучало решение жюри не присуждать в этом году премию за лучшую пьесу на русском языке. Драматургический фестиваль остался без драмы. Вот итог пятилетней работы фестиваля. Критики заговорили о кризисе движения.     

СВИДЕТЕЛЬСТВА МАРГАРИТЫ О МАСТЕРЕ

№ 2006/40, 23.02.2015

В ноябре 1966 года вся читающая Россия пребывала в потрясении: в № 11 журнала «Москва», ничем тогда особенно не примечательном, появился вдруг роман «Мастер и Маргарита». Точнее, только половина его, другая вышла в том журнале в январе следующего года. Роман читали в буквальном смысле ВСЕ. Затрёпанные книжки «Москвы» гуляли из рук в руки. Тогда ещё не изобрели ксерокопирования, а отдельным изданием роман долго не выходил, жаждущим приходилось прибегать к помощи пишущей машинки или фотокопиям, что было трудоёмко и дорого. Но ничего тут не жалели, и блистательная книга Булгакова разошлась по Всей Руси великой. 
     Восторг был всеобщий. В либеральном «Новом мире» роман одобрил тамошний корифей В.Лакшин (намекнув для порядка что-то об атеизме сочинения), а также публицисты зарождавшегося тогда Русского возрождения О.Михайлов и П.Палиевский. Более того. Вскоре стало известно, что в тексте «Мастера» издатели сделали большое количество сокращений по цензурным соображениям. Вскоре копии этих правок появились у В.Кожинова, а потом и у всех нас. Помню, как на машинке я отстучал все многочисленные те страницы (и даже отдельные слова и фразы) и трудолюбиво вклеил их на соответствующие журнальные листы. 
     Тогда же в московско-ленинградских литературных кругах высоко взлетела слава Елены Сергеевны Булгаковой, третьей супруги писателя и хранительницы его архива – у неё и был взят текст романа для публикации в «Москве». В её квартиру на Суворовском бульваре зачастили гости, сперва иностранцы, потом наши либералы, потом и мы. 
     Меня привёл к Елене Сергеевне Палиевский, который с ней уже был хорошо знаком. Летним днём 1969 года мы пришли к ней и с полным почтением беседовали. Она держалась со светской любезностью, охотно отвечала на мои вопросы (Палиевский вступал в беседу редко, они уже меж собой говорили). Она была очень барственна, помню, сказала молчаливой женщине (видимо, прислуге): «Принесите икру, сыр и масло». Подали ещё бутылку какого-то заморского вина, редкостного у нас в ту пору, которую я и выпил (за что Палиевский меня потом бранил). 
     
 

ПРЕМИАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

№ 2006/41, 23.02.2015
Объявлены финалисты литературной премии Русский Букер 2006 года. Ими стали романы Петра Алешковского «Рыба», Захара Прилепина «Санькя», Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», Ольги Славниковой «2017», Дениса Соболева «Иерусалим» и Алана Черчесова «Вилла Бель-Летра». Имя лауреата жюри во главе с Александром Кабаковым и в составе Дмитрия Бака, Тимура Кибирова, Романа Солнцева и Светланы Сорокиной назовёт […]

МЕЧТА НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО

№ 2006/41, 23.02.2015
Всеобщее как смерть «Чёрное дуло браунинга смотрит на тебя (Островский имеет в виду самого себя. – А.Т.) с большой кажущейся готовностью сделать последнюю услугу». Из письма Н.Островского к Л.Беренфус. В отличие от «метельной» стилистики послереволюционных лет мы видим высокопарный слог тоскующего денди, позаимствованный из книг, прочитанных во время лечения в санатории. Пройдёт всего несколько лет, […]

КНИГИ – СОБЫТИЯ

№ 2006/41, 23.02.2015
Выбор актёра и драматурга Владимира ИВАНОВА (г. Великие Луки) Валентин КУРБАТОВ. Перед вечером, или Жизнь на полях (Псков). Савва ЯМЩИКОВ. Мой Псков (Псков). Илья ШАПКИН. Судьба: Стихи, басни (г. Козьмодемьянск). Александр ОСТРОВСКИЙ. Пьесы (Библиотека Всемирной литературы, «ЭКСМО»). Жан КОКТО. Петух и арлекин (Санкт-Петербург: Кристалл).

литинформагентство

№ 2006/41, 23.02.2015
ДОРОГАМИ ЕСЕНИНА Почти сто лет назад Сергей Есенин вместе с Айседорой Дункан посетил многие города Европы и Америки, где написал свои известнейшие произведения, такие как: поэмы «Чёрный человек», «Страна негодяев», цикл «Москва кабацкая» и другие. Герои нашего времени Дмитрий Веларди и Владимир Проневич решили отправиться в путешествие по тем местам, где побывали Айседора Дункан и […]