ДА ВОСТОРЖЕСТВУЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ!

Рубрика в газете: Из нашей почты: ЭТО ПАМЯТНИК НА ВЕКА, № 1989/19, 12.05.1989
Как не стоять городу без трёх праведников, так и Москва без храма Христа Спасителя – не Москва. Прав В. Сидоров, написавший в «Литературной России» (№ 14, 1989) о чёрной дыре, образовавшейся на месте средоточия исторического бытия русского народа. Идея о восстановлении храма давно витает в воздухе, так что, когда прошлым летом совершенно случайно встретились перед пришедшимся нам по душе проектом Владимира Мокроусова, мы уже не могли не познакомиться. Так возникло наше содружество, оформившееся в общину по восстановлению храма Христа Спасителя.

СПАСИБО, СОЛДАТ!

автор: Юрий ГУСИНСКИЙ
Рубрика в газете: ОТКРЫВАЯ НОМЕР…, № 1989/18, 05.05.1989
На днях в телепередаче «Взгляд» говорилось о восстановлении храма Христа Спасителя, построенного на народные средства в честь подвига в войне 1812 года, о необходимости провести до этого всенародный референдум. Сообщено, что вскоре выходит документальный фильм, который не только расскажет о трагических минутах уничтожения храма, но и конкретных планах его возрождения из праха.

ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ – ХРАМ

автор: Владимир СИДОРОВ (г. РОСТОВ-на-ДОНУ)
Рубрика в газете: ИЗ НАШЕЙ ПОЧТЫ, № 1989/14, 07.04.1989
Эта идея носится в нашем сегодняшнем революционном воздухе. Давайте наконец выговорим её. ВОССТАНОВИМ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКЕ КАК МЕМОРИАЛ ДВУХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЙН! Этим деянием мы достигнем нескольких целей. Возобновим памятник павшим в Отечественной войне 1812 года. Достойно решим неразрешимый пока вопрос о памятнике героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Искупим грех разрушения природного облика столицы. И – самое главное! – снова свяжем разорванную нить нашей традиции, срастим сломанный ствол нашей духовности, выправим искривлённый позвоночник нашей культуры.

Галина КЭПТУКЭ. СИНГКЭН (Новелла)

№ 1988/33, 19.08.1988

Не часто всероссийский семинар даёт рекомендацию в Союз писателей молодому литератору, не издавшему ещё ни одной книги. Однако именно так случилось на IV Всероссийском совещании-семинаре писателей народностей Севера, который проходил нынешней весной в Пицунде. Помнится, я (да и не только я) прочитала рукопись повести эвенкийки Галины Варламовой-Кэптукэ «Имеющая своё имя Джелтула-река» залпом, не отрываясь. А главный редактор «Литературной учёбы» В.Малютин сразу взял повесть для публикации в журнале.

Галина – филолог, языковед, пишет на эвенкийском языке, сама же переводит на русский. Живёт и работает в Якутске. Многое, о чём она пишет, пришло к ней из детства. А это – многотрудная жизнь семьи охотника-эвенка, кочующей вместе с ним по тайге и тундре. Эта жизнь обернётся к нам иной, незнаемой стороной, насыщенная заклинаниями, поверьями, – близостью к «светлым духам» природы. Ведь эвенкийский шаман, рассказывала мне Галина, всегда воспринимался в её народе не злой, но доброй силой...

Надеюсь, очаруют читателя язык, ароматная свежесть повести. Три новеллы из неё мы предлагаем сегодня нашему читателю.

 

Маргарита ЛОМУНОВА

Георгий Куницын. ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЕЧКО?

О русском национальном романе – через призму судеб страны

автор: Георгий Куницын
№ 1988/8, 26.02.1988
Национальный роман – духовное удвоение судеб своего народа. А судьбы у нас архисложные. Доросли ли мы до объективно честного разговора об этом? Рассуждать о романе, вобравшем в себя эпос, – это ведь исповедовать и пророчествовать, обе эти способности без длительной их тренировки у нас поослабли. Всё же поглядим на отражение наше в зеркале истории.

Александр ПРОХАНОВ. ТАБУН

автор: Александр ПРОХАНОВ
№ 1988/8, 26.02.1988
Сегодня исполняется 50 лет прозаику и публицисту Александру Проханову, автору широко известных книг «Иду в путь мой», «Вечный город», «Место действия», «Горящие, сады», «Рисунки баталиста» и других. В эти дни писатель завершил работу над новым романом «Шестьсот лет после битвы», который будет опубликован в журнале «Октябрь».

Владимир ЦУКАНИХИН. СОБСТВЕННИК ГРИШКА (рассказ)

№ 1987/46, 13.11.1987
Второй день Василий ходил с тревожной хмарью на душе. У Гришки, сына его, отобрали трактор. Главный инженер отобрал. За то, что использовал совхозную технику в личных целях – сгонял вечером в Пескарёво за водкой. Подбили его братья Зюкины. Похвалиться ж дуралею надо: свой! Ан нет. Зюкиных ссаживать не с чего и дальше скотного двора посылать некуда, а у Гришки трактор отобрали.

Валентин Курбатов. ПЛАМЯ ИСКАНИЯ

автор: Валентин КУРБАТОВ (Псков)
№ 1987/39, 25.09.1987
Время действия романа-дилогии В.Личутина «Скитальцы» определено тридцатыми–сороковыми годами минувшего века, автор не забывает выставлять даты, но если определять суть времени и главной проблемы романа не по датам, а по живому слову, которое схватывает зерно истории полнее и ближе, то лучше одного из героев книги не скажешь: «...Слово нерушимо должно стоять вовеки, скреплённое истинной верой. А ныне как: что ни мужик – то вера, что ни Баба – согласие».

Вячеслав Шугаев. МОСКОВСКИЙ РОМАН

или Критические метаморфозы

автор: Вячеслав ШУГАЕВ
№ 1987/8, 20.02.1987
Один из героев романа Анатолия Кима «Белка» поясняет читателям, как он понимает превращение или перевоплощение. Превращение помогает рассказывающему герою легко превратиться в белку и испытать состояние слиянности с природой, некоего ощущения родного и естественного мира; перевоплощение же позволяет герою в одно мгновение почувствовать себя в шкуре нескольких существ или людей, он может враз быть человеком, давно жившим или даже не бывшим, может быть враз и женщиной, и её возлюбленным. Повествователь легко меняет местоимения «он» на «я», «я» на «он» – порой в одном абзаце демонстрирует этакий лично отстранённый способ повествования. Голосам своих героев Ким сообщает причудливую нежность, печальное дрожание, и голоса эти рассказывают о необыкновенных жизнях молодых художников: они ищут смысл и цель искусства, смысл и цель жизни, сказочно перемещаются в иной, грубо говоря, потусторонний мир, хотя у Кима перемещение это оснащено современной терминологией, вроде чёрной дыры или иной галактики.

Алексей ЗВЕРЕВ. ПОСЛЕДНИЕ (рассказ)

№ 1986/44, 31.10.1986

Алексей Зверев окончил Иркутский педагогический институт и более тридцати лет учительствовал в школе, участник Великой Отечественной войны. Разнообразны темы его творчества – первые книги Зверева посвящены дореволюционной и послереволюционной сибирской деревне, отмечены читателями и критикой военные повести. В последнее время писатель поднимает острые вопросы сбережения родной природы.