ХВАЛА НАШЕМУ ШЕФУ

Владимиру ЕРЁМЕНКО - 50 лет

№ 2004/12, 26.03.2004
22 марта наша редакция, авторы и друзья весело и радостно отпраздновали 50-летие главного редактора «Литературной России» Владимира Ерёменко. Торжество прошло в Храме Христа Спасителя. Выбор не случаен. Дело в том, что в конце 1980-х годов именно газета «Литературная Россия» первой публично заявила о необходимости восстановления православной святыни. Редакция создала тогда специальный фонд. Правда, в ту пору мало кто верил, что возможно претворить эту инициативу в жизнь. Но вот же, смогли.

ПОТАЁННЫЙ ПОЭТ

автор: Роберт ВИНОНЕН (г. ХЕЛЬСИНКИ, ФИНЛЯНДИЯ)
Рубрика в газете: Сердцам и душам, № 2004/12, 26.03.2004
Случается же такое: годами быть в дружбе с человеком, видеть его как бы насквозь - и всё же не догадываться о чём-то в нём сокровенном. Не припомню Владимира Дробышева читающим свои стихи. Лишь незадолго до смерти он опубликовал небольшую их подборку. Да прошлым годом издана книжечка стихотворений покойного. Вот ведь: умер человек, закрыт его земной путь, а новым светом озарён путь горний. В нашей памяти окончательно нараспашку его душа.

ДВА КАПИТАНА

В новом прочтении

автор: Валентин КУРБАТОВ (г. Псков)
Рубрика в газете: Критика, № 2004/12, 26.03.2004
Мне легко говорить об этой книге, потому что я пишу о ней там же, где начиналось её действие, - в городе Энске, на слиянии Песчинки и Тихой (в Пскове, на слиянии Псковы и Великой). Я ещё могу развести костёр вместе с Саней Григорьевым на берегу у Решёток, но только уже напрасно буду ждать не то что голубых, а и самых обыкновенных раков. И улицы уже не будут подходить к воде, как тогда. Но ведь и Александр Григорьев застал Энск в конце книги переменившимся, а что говорить о нас.

Максим СВИРИДЕНКОВ. НА ПЕПЕЛИЩЕ РИМА. НЕВЫНОСИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ

О прозе тех, кого называют «новыми реалистами»

автор: Максим СВИРИДЕНКОВ (Смоленск)
№ 2003/46, 14.11.2003
Милан Кундера отдыхает. Возможно, в его пору бытие и было невыносимо лёгким. А в нынешней России никуда не убежать от невыносимой реальности этого самого бытия.

Антон КУЗНЕЦОВ (SALTANOFF). ТРАМВАЙ (рассказ)

№ 2003/22, 30.05.2003

Всегда чувствовал себя неудобно, когда нужно было немного рассказать о себе. Может, оттого, что я знал, что, кроме избитых штампов, я ничего не мог о себе сказать, а может, и потому, что мне всегда казалось, что люди ждут от меня совершенно другого. Да и сам, когда слушаешь другого человека, рассказывающего о себе, думаешь, что либо он что-то недоговаривает, либо говорит что-то не то. Почему бы ему не рассказать, как он воровал у родителей деньги и пропивал их в подъезде с друзьями? Или «стучал» в милицию на родного деда, «гонящего» у себя в доме самогон? Вот это все послушали бы с удовольствием... Но такого о себе никто не расскажет. А так... что я могу добавить в череду банальных историй? Родился, учился, работал, женился, стал отцом, умер. Вот и вся биография. Вы всё прекрасно знаете наперёд за меня. Единственное, что могу добавить, что больше всего на свете люблю путешествовать. Начиная с шестнадцати лет я объездил всю страну автостопом с гитарой на плече, начиная от Сургута, где, собственно, и родился, и оканчивая Кавказом. Был и в средней полосе, и в Москве, и в Питере. Любимые города – Самара и Екатеринбург. Зарабатывал на жизнь игрой на гитаре у магазинов, жил в палатке за городом, иногда приходилось ночевать в подъездах, на чердаках и в подвалах. Летом 1997 года около недели прожил на крыше высотного дома в Екатеринбурге. До 2002 года я писал только песни и стихи, но с весны 2002-го начал писать прозу.

Веду активный образ жизни: летом катаюсь на роликах и велосипеде, а зимой на сноуборде. Основатель и фронтсайдмен сургутской хард-кор-группы 3pleLipStick. Если хотите пообщаться по e-mail, пишите на saltanoff(собака)hotbox.ru.

 

Антон КУЗНЕЦОВ (SALTANOFF)

Ольга РЫЧКОВА. ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ

№ 2003/16, 25.04.2003

Хотелось бы поговорить о тех, для кого в литературе «жизнь только начинается» именно сегодня. О тех, кто не достиг (может быть, пока) славы Пелевина и Акунина, но в прозе уже не новичок и более или менее известен в литературных кругах. (Правда, круги эти, как декабристы, страшно далеки от народа, но это уже другой вопрос.)

Светлана РОДИНА. ОНТОЛОГИЯ ВОЙНЫ

№ 2003/16, 25.04.2003

В романе Захара Прилепина «Патологии» воссоздано мироощущение человека на войне и после войны. Одно из главных ощущений нормального человека, попавшего в патологические условия, – тварный страх смерти («в человеке проявлялось что-то звериное»). Это проявляется в детализированной физиологичности повествования: герой обращает много внимания на тело – своё и чужое, интересуется, как оно работает, пугается его хрупкости, опасается за него. Эмоции и чувства приобретают гиперболизированную телесность, становятся схожими с физиологическими состояниями.

КРИЗИС ЖАНРА

Заметки о современной критике

автор: Илья КОЛОДЯЖНЫЙ (Санкт-Петербург)
№ 2003/12, 28.03.2003
Русская критика… в целом – слаба, противоречива и страдает отсутствием пафоса. Явный признак ого, что мы переживаем критическую эпоху». Это высказывание, написанное Александром Блоком в 1907 году в статье «О современной критике», и сегодня является злободневным. Представленная в нынешних периодических литературных изданиях критика крайне пестра, разнонаправленна и, пренебрегая общей картиной положения дел в современной литературе, ограничивается «сухими библиографическими известиями, сатирическими замечаниями, более или менее остроумными, общими дружескими похвалами, или просто превращается в домашнюю переписку издателя с сотрудниками…» (Александр Пушкин, статья «О журнальной критике», 1830). О тех великолепных годовых обзорах отечественной литературы, принадлежащих перу Белинского, с которых, собственно, и началась русская критика, мечтать сегодня не приходится. Для этого необходимы широта и цельность взглядов, и, как это старомодно сейчас ни звучит, тут нужен и пафос.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

автор: Вячеслав ОГРЫЗКО
№ 2002/34, 23.08.2002
Одно время меня занимал такой вопрос: почему у нас в провинции практически отсутствуют серьёзная критика и литературоведение? (Псковитянин Валентин Курбатов, В.Бараков из Вологды или скончавшийся в 1990 году сибиряк Николай Яновский – скорее исключения, подтверждающие общее правило.) Ведь не настолько же плохо было в советскую эпоху поставлено филологическое образование в периферийных институтах, чтобы там не выдвинулось ни одного солидного исследователя литературы. Так в чём же дело?

МЕНТАЛИТЕТ: ПРОСТОТА ИЛИ НОВОЕ УПРОЩЕНИЕ?

автор: Руслана ЛЯШЕВА
№ 2002/13, 29.03.2002
В литературе, философии и вообще в культуре не стихают споры о менталитете. Либералы-рыночники пеняют за неудачи на народ и предлагают поменять его менталитет на более подходящий, экономист Валерий Андреев отбивает эти нападки («Советская Россия», 2002, № 18). «Мировоззренческий сдвиг» уже произошёл, печалуется критик Николай Переяслов и ссылается на «Русскую трагедию» Петра Алёшкина, потому, дескать, и русскую, что «сменилась ментальность» («ЛГ», 2002, № 7). Позвольте, господа-товарищи, втянул в круг полемистов писатель Владимир Марфин морячку Катьку как живое доказательство исконно русского менталитета (журнал «Наша улица», 2001, № 12). Вокруг тусовки повели хоровод певуньи Владимира Карпова; по-якутски танец называется осоухай: единение душ (журнал «Мир Севера», 2001, № 4). Полемика разгорается. Одних устраивает народная ушанка, другие норовят заменить её модным убором. Толкотня невообразимая: по Сеньке ли новая шапка? Надо разобраться в разноголосице.